Сестра крупнейшего советского режиссера Андрея Тарковского Мария Тарковская дает интервью, опубликованное на сайте «Вокруг ТВ». Заходит речь о похоронах:
«Все происходило как-то холодно, по-европейски. В Париже после всех чумных эпидемий есть традиция не оставлять гроб открытым, и я Андрея так и не увидела. Потом эта процедура зачерпывания земли ложечкой… А в довершение всего распорядитель похорон сказал, что время работы могильщиков истекло и что они засыпят могилу завтра. Все ушли. Остались несколько человек, и мы эту могилу закопали сами, украсив венками, цветами. Я не смогла уйти от разверстой могилы. Это было бы чудовищно по отношению к Андрею...
— …И это был бы уж совсем жуткий символ жизни и смерти великого режиссера». - подхватывает тут же интервьюер Илона Егиазарова.
Здесь интересно отношение к факту Марии: всего лишь «холодно по-европейски» и еще «то было бы чудовищно по отношению к…» самому Андрею, но от кого? Естественно, от собравшихся близких – не закопать.
И Илоны: «это был бы… жуткий символ жизни и смерти…» его самого – Андрея, естественно… но кем явленный? А никем, совпавшими обстоятельствами. И ни у кого мысли не возникает, что порядки на кладбище дикие, что отношение-то к безмерному, но постороннему горю бесчеловечно.
А теперь представим, что нечто подобное с «великим режиссером» произошло бы не во Франции (цивилизованной), а на его родине (отсталой): не дали открыть гроб, бросили бы могилу до следующего дня не зарыв (хороша профилактика чумных эпидемий) и т. д. Был бы это просто символ судьбы покойного или дань средневековым традициям или проявление непорядочности со стороны родственников?
Отнюдь! Уверен, что закипел бы в головах близких и дальних бульон ненависти к бесчеловечному режиму, проклятия стране и варварской дикости.
Вот этот феномен и надлежит изучить внимательно. Все происходящее ТАМ (сколь бы «чудовищно» оно ни было) – всего лишь результат деятельности самого индивида. Сам, дурак, виноват. А все, что происходит ЗДЕСЬ (будь хоть во стократ оправдано традициями или обстоятельствами) – это произвол системы. Государство виновно, строй повинен.
Невольно прихожу к выводу, с которым внутренне согласиться не могу: когда ответственность лежит только на индивидууме – все в стране правильно, как бы по-дурацки на самом деле не выглядело. Но если народ, традиционно исповедующий соборность, делегирует свою коллективную ответственность власти, создает некий крепкий общественный строй – все действия государства (даже самые вынужденные и необходимые) постепенно становятся неправильными и сам народ, в конечном счете, оказывается и в собственных глазах, и в глазах окружающего мира плох и неполноценен.
+++++++++++++++
СЛ. Вот, 100% верная статья.
Взято отсюда
«Все происходило как-то холодно, по-европейски. В Париже после всех чумных эпидемий есть традиция не оставлять гроб открытым, и я Андрея так и не увидела. Потом эта процедура зачерпывания земли ложечкой… А в довершение всего распорядитель похорон сказал, что время работы могильщиков истекло и что они засыпят могилу завтра. Все ушли. Остались несколько человек, и мы эту могилу закопали сами, украсив венками, цветами. Я не смогла уйти от разверстой могилы. Это было бы чудовищно по отношению к Андрею...
— …И это был бы уж совсем жуткий символ жизни и смерти великого режиссера». - подхватывает тут же интервьюер Илона Егиазарова.
Здесь интересно отношение к факту Марии: всего лишь «холодно по-европейски» и еще «то было бы чудовищно по отношению к…» самому Андрею, но от кого? Естественно, от собравшихся близких – не закопать.
И Илоны: «это был бы… жуткий символ жизни и смерти…» его самого – Андрея, естественно… но кем явленный? А никем, совпавшими обстоятельствами. И ни у кого мысли не возникает, что порядки на кладбище дикие, что отношение-то к безмерному, но постороннему горю бесчеловечно.
А теперь представим, что нечто подобное с «великим режиссером» произошло бы не во Франции (цивилизованной), а на его родине (отсталой): не дали открыть гроб, бросили бы могилу до следующего дня не зарыв (хороша профилактика чумных эпидемий) и т. д. Был бы это просто символ судьбы покойного или дань средневековым традициям или проявление непорядочности со стороны родственников?
Отнюдь! Уверен, что закипел бы в головах близких и дальних бульон ненависти к бесчеловечному режиму, проклятия стране и варварской дикости.
Вот этот феномен и надлежит изучить внимательно. Все происходящее ТАМ (сколь бы «чудовищно» оно ни было) – всего лишь результат деятельности самого индивида. Сам, дурак, виноват. А все, что происходит ЗДЕСЬ (будь хоть во стократ оправдано традициями или обстоятельствами) – это произвол системы. Государство виновно, строй повинен.
Невольно прихожу к выводу, с которым внутренне согласиться не могу: когда ответственность лежит только на индивидууме – все в стране правильно, как бы по-дурацки на самом деле не выглядело. Но если народ, традиционно исповедующий соборность, делегирует свою коллективную ответственность власти, создает некий крепкий общественный строй – все действия государства (даже самые вынужденные и необходимые) постепенно становятся неправильными и сам народ, в конечном счете, оказывается и в собственных глазах, и в глазах окружающего мира плох и неполноценен.
+++++++++++++++
СЛ. Вот, 100% верная статья.